В этой статье расскажем о стартере и его “нужности” для авто. В данном материале раскрыты вопросы о том, для чего нужен стартер, как он выглядит, где “обитает” и каков принцип работы агрегата.
Что такое стартер?
Этот электродвигатель похож на маленький космический корабль и предназначен для запуска ДВС автомобиля.
Корпус похож на цилиндр и состоит из металла. Дополнительно к механизму стартера прикреплен еще один небольшой цилиндр – это электромагнитное втягивающее реле .
Строение стартера (на примере редукторного):
- Втягивающее реле
- Передняя крышка с подшипником скольжения
- Задняя крышка с подшипником скольжения
- Корпус со статором внутри
- Планетарный редуктор
- Бендикс
- Ротор с коллектором
- Щёточный узел
Реле стартера
Варианты стартеров
- Редукторный – самый популярный и практичный. Благодаря своим магнитам уменьшает шансы на поломку и работает даже с низким зарядом автомобильного аккумулятора.
- Безредукторный – простая конструкция и быстрое зажигание, но частые сбои при работе в условиях низкой температуры.
- Стартер с инерционным приводом. В таком агрегате для зажигания задействованы в работе винт шестерни и вал якоря. Этот агрегат отличается коротким сроком службы в отличие от двух остальных.
Где расположен стартер в машине
Стартер “живет” на перекрестке соединения двигателя с трансмиссией. Рядом также находится кожух, вокруг которого располагается стартер. Например, в положении “ближе к верху” есть возможность легче добраться к агрегату через моторное пространство под капотом. Если стартер находится ближе к низу – получить доступ получится только через днище машины. Крепление стартера банально простое – пара-тройка болтиков. Из-за условий расположения и назначения, стартер находится в не очень благоприятных условиях. Агрегат, имеющий небольшой габарит, вынужден вращать большой маховик и приводить в движение весь ансамбль узлов: поршневой системы, навесного оборудования, трансмиссии. Помимо всего, он подвергается постоянным вибрациям и влиянию пыли, влаги, масел и других химических веществ.
Принцип работы стартерного узла
В момент поворота ключа в замке зажигания стартер резко активизируется и начинает действовать на коленчатый вал, чтобы раскрутить его и соответственно запустить сам двигатель.
Когда включается “зажигание” агрегат начинает работать таким образом:
- Сначала электрический ток проникает по замкнутым контактным элементам замка зажигания и попадает прямо в реле. После чего пусковой электроток двигается на клеммы обмотки.
- Якорь реле начинает внутреннее движение в корпусе агрегата. Этот процесс приводит к смещению бендикса. Это длится до того, пока зубья его шестерни не зацепятся с зубьями венца в маховике.
- Якорное устройство втягивающего реле движется до конечного положения и приводит к замыканию контактных элементов. В результате этого происходит подача электротока в обмотку электромоторчика и на элемент, который удерживает реле.
- Стартерный вал начинает передавать “крутящий” момент на коленчатый вал агрегата. Подача оборотов обеспечивает запуск двигателя машины.
- Когда скорость вращений маховика синхронизируется с оборотами стартера, зубцы шестерни бендикса расцепятся с венцом. В итоге, пружина муфты возвращается к стартовому состоянию, которое было до запуска ДВС.
- На последней фазе ключ в замке поворачивается в начальное состояние и подача тока прекращается. Далее двигатель автомобиля не нуждается в участии стартера.
Семь негативных «НЕ» для стартера
- Не удерживать стартер включенным более 15 сек. Если двигатель не заработал с первого раза – не нужно держать стартер рабочим.
- Не оставлять агрегат постоянно включенным. Это приводит к разрядке АКБ.
- Не пользоваться агрегатом как тяговым двигателем в случае, если ДВС не завелся.
- Не пускать в дело стартер, если сломался или испортился замок зажигания. Это негативно влияет на него.
- Не заводить машину с опустошенным баком.
- Не включать стартер даже на полминуты – за это время успевают сгореть обмотки и начинают осыпаться аккумуляторные пластины.