Особенности конструкции рейки
Как устроен механизм рейки: когда выворачиваете руль в разные стороны, рулевой вал начинает вращать приводную шестерню, а она в свою очередь делает сцепление с зубьями штока (валом рейки). Шток двигает рулевые тяги, а тяги уже поворачивают колеса.
Виды рулевых реек
Существует четыре варианта рулевых реек:
Механическая – еще называют «сухой» либо «рейка без усиления». По существу, это обычная «основа» для реек ГУР и ЭУР. Как самостоятельный вид сухая рейка есть в старых легковых авто.
Гидравлическая рейка. ГУР уменьшает усилия для поворотов руля. Работа механизма: если рулевое колесо стоит на месте, то масло движется в закрытой системе маслопроводов, не попадая в силовой цилиндр. А если мы поворачиваем рулевое колесо, гидрораспределитель выталкивает масло в ячейки цилиндра, облегчая повороты.
Электро-гидравлическая (ЭГУР) – это улучшенная версия гидрорейки. Принцип работы почти не отличается от ГУР, просто насос гидроусилителя приводится в движение с помощью электродвигателя, а не ДВС.
Электрическая – рейка с электроусилителем тоже создана для облегчения поворотов руля. В ситуации с ЭУР, «умное» руководство происходит с помощью электропривода.
Признаки неисправности электроусилителя и гидроусилителя руля
У каждого из механизмов имеются слабые места. Например, ЭУР чаще ломается от попадания влаги в систему, а ГУР страдает протечками масла из-за разгерметизации.
Есть общие симптомы проблем:
- Стук, когда механизм вращается.
- Затрудненное управление авто.
- Колеса с рулем работают неслаженно.
Неисправность узла ЭУР: смарт система показывает на приборной панели знак «красного руля», усилие на рулевом колесе стает неравномерным, происходит закусывание. Часто ломаются в ЭУР: подшипники, втулки, датчики поворотов, шлейф.
Если у вас ГУР, будет слышен гул насоса, а при разборке механизма и осмотре можно выявить изношенность ремкомплекта, ржавление вала. Часто также случается обрыв приводного насосного ремня, подтекание масла в местах завальцовки и соединений, расслоение гидравлического шланга, износ втулок. Также страдает “червячный механизм”, место перекрестка двух запчастей: тела рейки и шестерни.
Как поменять рулевую рейку
Перед каждым автовладельцем с испорченной рулевой рейкой есть выбор: восстанавливать или приобрести новый товар без заморочек.
К сожалению, не всем по карману часто покупать новые рулевые рейки. Многие для замены покупают неоригинальные марки реек или контрактные, в достаточно хорошем состоянии.
Во избежание серьезных поломок нужно хорошо следить за степенью изношенности и качеством ремкомплекта рейки, потому что от этих расходников зависит качество и продолжительность работы механизма. Но возникает и второй вопрос: найдется ли хороший мастер и будет ли гарантия на запчасти? К этому делу нужно подойти серьезно и выбрать СТО, где вам предоставят гарантию на работу и запчасти.
Стандартная последовательность работы в Genstar по замене рейки состоит из таких этапов:
- Демонтаж.
- Дефектовка.
- Замена отдельных деталей или их реставрация с помощью токарного цеха. Или в случае полной неисправности – замена всего агрегата.
- Нанесение новой смазки и сборка механизма.
- Установка агрегата.
- Регулировка и испытание в работе.
Ремонт рейки своими руками
Многие люди не доверяют СТО и пытаются самостоятельно ремонтировать автомобиль. К сожалению, отремонтировать рейку практически невозможно. Следующие этапы разборки подойдут для тех, у кого отечественные старые модели машин.
И вот какие инструменты нам понадобятся:
- Фонарь для освещения процесса.
- Набор гаечных ключей, молоток, съёмник наконечников.
- Щётка по чистке металла, смазка WD-40 и ветошь.
- Деревянные бруски для подпорки и домкрат.
Шаг 1. Подготовка
- Нужно обездвижить автомобиль с помощью ручного тормоза и желательно подпереть задние колеса.
- После чего установить руль в нулевое положение.
- Отпустить на колесах гайки и с помощью домкрата приподнять одну из сторон машины.
- Снять колесо, и под днище поставить брус или что-то такое для опоры. Так нужно сделать с обеими сторонами автомобиля, чтобы облегчить доступ и дальнейшую работу.
Шаг 2. Демонтаж
Порядок демонтажа ЭУР, ГУР или механики практически схож, нужно всего лишь знать, какой из видов у вас стоит. Если стоит механическая рейка, тогда нужно будет удалить щёткой грязь для дальнейшего отсоединения наконечников. Также, перед снятием рейки сначала понадобится отсоединить клеммы с сигнализации и газового адсорбера, убрав все в сторону.
Демонтаж ГУР: нужно спустить через трубки жидкость из резервуара. Затем снять это все, отсоединить датчики и убрать муфту.
ЭУР – отсоединить от питания АКБ.
Далее порядок действий выглядит вот так:
- Для начала ослабить крепление крестовины, которая находится внутри авто, под педалью тормоза. Под обшивкой найдите и отвинтите гайку.
- Отворите под капот, и снимите гайки на хомутах рулевой рейки.
- Аккуратно снимайте рейку, возьмитесь за основу и потяните на себя. Если не выходит, нужно обратить внимание на шлицевое соединение, которое может прикипеть. Для этого потребуется аккуратно постучать молотком и попробуйте еще раз вынуть узел.
- Устройство достаньте через проем колёс, слегка повертев рейкой в стороны, чтобы вал шлица проходил свободно.
При демонтаже нужно следить за проводкой и топливным шлангом, чтобы исключить повреждение.
Шаг 3. Монтаж новой рейки
- Проинспектируйте положение рулевых тяг, которые должны стоять в начальной позиции.
- Расположите с правой стороны рулевой механизм.
- Отрегулируйте положение нижнего шарнира в кардане, вал, закрепите все болтом сошки.
- Подсоедините трубки к нужным отверстиям и поставьте новые уплотнители.
- Отрегулируйте положение трубопроводов, закрутите крепления.
- Закрутите крепёжные части кронштейнов.
- На поворотных рычагах установите рулевые тяги и затяните новыми гайками.
- Залейте жидкость (ГУР), подсоедините к АКБ (ЭУР).
- Проверьте работу механизма.
Также самостоятельно можно заменить и ремкомплект рейки. Но в случае износа некоторых запчастей, которые нужно восстановить, лучше обращаться в квалифицированный надежный сервис с токарным цехом.
Как продлить срок эксплуатации рулевой рейки
- Лучше стараться не выворачивать колеса до упора или чрезмерно давить на рулевое колесо.
- В зимнюю пору гидрорейку желательно прогревать, как и двигатель. Так как она зависима от жидкости, которую нужно прогреть и запустить во все механизмы.
- В обязательном порядке следить за уровнем гидравлической жидкости.
- Не забывайте следить за посторонними шумами в насосе ГУР, стружка от износа деталей насоса может попасть в рейку и вызвать повышенный износ вала.
На СТО “Генстар” вы сможете отремонтировать гидравлические и механические рулевые рейки. С 2015 года мы стремительно развиваемся в данном направлении, владеем опытом и знаниями для качественного выполнения ремонтов и реставрации.