Автомобильный генератор создан для бесперебойной работы электропотребителей: бортовой компьютер, освещение, зажигание и т.д.
Внутренний мир стандартного генератора в легковом автомобиле состоит из:
- Передней и задней крышки.
- Диодного блока (или блок выпрямителей).
- Реле-регулятора (регулятор напряжения).
- Щёток.
- Статора.
- Ротора.
- Крыльчатки охлаждения.
- Шкива.
Проверить работоспособность генератора можно прямо в машине или же изъять его для тщательной диагностики.
Как проверить генератор в автомобиле
Для проверки предлагаем «дедовский» метод и мультиметр
“Дедовский способ”
До сих пор много кто ездит на отечественных авто, у которых нет бортовых компьютеров и естественно они нуждаются в проверках не менее новых автомобилей.
Этапы проверки:
- Заводим ДВС.
- Отсоединяем батарейную клемму +, и если двигатель продолжает работать, значит все ок. Если двигатель сразу заглох, значит срочно нужно обслужить «альтернатор», который не вырабатывает нужное количество тока.
- Для тщательного осмотра нужно открыть капот и осмотреть визуально узел, аккумулятор и другие, зависящие от генератора части.
“Мультиметр проверка”
Надежный способ проверки напряжения на выходе из генератора.
Этапы проверки:
- Открываем крышку аккумулятора;
- Проверяем напряжение батареи неработающей машины (рекомендовано проводить измерение после 1 часа спокойствия),в таком случае должно быть напряжение от 12,4 до 12,8 В;
- Далее заводим мотор;
- Измеряем напряжение при работе на холостых оборотах. По современным правилам уровень должен достигать от 13,8 до 14,4 В;
- Включаем электроустройства на холостом ходу (фары, магнитолу, обогрев и кондиционер, «аварийку», подогрев сидений, освещение;
- Тестируем напряжение (должно быть от 13 до 13,7 В).
Если показатели вписываются в допустимые, значит генератор исправен.
Также не забывайте следить за ресурсом АКБ, так как в разряженном состоянии он берет зарядку “на себя” и генератор не обеспечивает нормально энергией все нуждающиеся приборы.
Разборка и ремонт автогенератора
Чтобы отремонтировать мелкие неисправности вам понадобятся инструменты и щепотка знаний. Остальные ремонтные операции в силу сложностей лучше доверить СТО.
Популярные неполадки в генераторе: изношенность щёток, токосъёмных колец, поломка реле-регулятора, обрыв или замыкание обмоток в статоре, якоре, горят диоды в диодном мосте, проскальзывание ремня. Рассмотрим некоторые из них.
Щётки
Щётки со временем стираются и уменьшаются, снижается проводимость тока к аккумулятору и другим приборам.
В основном щётки можно заменить даже без снятия всего узла.
Производители делают генераторы с отличием в конструкции, но порядок действий по ремонту щеток одинаковый:
- Отсоединение от устройства электропроводки;
- Демонтаж крышки диодного модуля;
- Демонтаж щёточного блока и регулятора-реле;
- Отпаивание старых проводов и снятие щётки;
- Монтаж новой щётки и пайка новых проводов;
- Сборка механизма назад.
Реле-регулятор
Удерживает норму параметров в сети на уровне 13 и 14.5 В. Демонтаж, и монтаж происходит по этапности «щёток».
Токосъёмные кольца
Изношенные кольца также ухудшают передачу энергии, как и щётки. Чтобы заменить кольцевой коллектор, нужно предварительно снять генератор. Ремонт лучше поручить мастеру на СТО.
Этапы разборки-сборки:
- Ослабить ремень;
- Отсоединить провода;
- Снять генератор и шкив;
- Убрать щёточный блок, диодный модуль и реле;
- Убрать крышки генератора;
- Стянуть подшипник;
- Отпаять коллекторные провода и снять коллектор;
- Поставить новые кольца;
- Собрать последовательно.
Статор
Важная часть в генераторе, которая несет рабочую обмотку.
Если случился обрыв в обмотке статора. Проблема считается критической, потому что генератор теряет возможность вырабатывать ток. Выявить неисправность самостоятельно с тестером реально.
Для этого:
- Настраиваем мультиметр в режим Омметра.
- Прижимаем щупы к выводам обмотки статора. Если сопротивление стремиться к бесконечности, обрыв обмотки есть. В пределах 10 Ом– обрыва в обмотке нет.
- Далее так же по очереди проверяем три вывода статора.
Произвести проверку можно и лампочкой на 12В: аккумуляторную клемму «минус» соединить с выводом статора, а клемму «плюс» пустить через лампу ко второму выводу. Отсутствие освещения — это обрыв.
Замыкание обмоток статора
Замыкание легко измерить мультиметром в режиме Омметра: достаточно проверить сопротивление обмоток.
“Минусовый” щуп мультиметра прижимаем к статору, а “плюс” к любому выводу обмотки. Значение сопротивления “бесконечность” даст знак об отсутствии замыкания.
Качественный ремонт при замыкании могут сделать только специалисты.
Диодный мост
Обычно он состоит из 4-6 диодов, преобразовывающих ток переменный в постоянный. Выпрямительные диоды – это шлюз для тока в одном направлении.
Есть пара способов проверки: лампа 12В или тестер.
«Ламповый» метод: подключить пластины диодного моста к клемме “минус” в аккумуляторе. Горящая лампочка будет указывать на замыкание.
Проверка обрыва: минус контрольной лампы подключить к “плюсу” АКБ, а другой конец лампы закинуть на “минус” батареи. Отсутствие или тусклый свет лампы указывает на обрыв.
Для скрупулёзной проверки моста понадобиться демонтировать его и проверить мультиметром в режиме “прозвона” каждый диод. Неодинаковое или слабое сопротивление с двух сторон моста говорит о пробитом диоде.
Проскальзывание ремня
Из-за этой поломки снижается качество работы генератора. Основным симптомом проблемы является свист, который усиливается при увеличении оборотов ДВС.
Проскальзывание ремня чаще происходит из-за недостаточного или большого натяжения, подшипники в шкиве пробуксовывают или заклинивают, если технические жидкости и грязь попадают на ремень.
Ремень генератора можно осмотреть без снятия. Визуально будет сразу видно, есть ли загрязнения, насколько натянут или попущен ремень, нет ли надрывов, можно также оценить и соосность шкивов при вращении.
Проскальзывание можно устранить, если снять ремень, прочистить поверхность с наружной и внутренней стороны, почистить металлической щеткой шкивы от грязи и пыли. При обнаружении повреждений просто заменить ремень.
На нашем СТО возможно произвести диагностику и ремонт генератора. Узкоспециализированные мастера,которые занимаются починкой генераторов, починят генераторы легковых, грузовых автомобилей, а также спецтехники.
Помимо всего этого у вас есть возможность приобрести данный агрегат по выгодной цене!