К нам регулярно обращаются с просьбой дать рекомендации относительно того, что лучше заливать — тосол или антифриз? Почему возникает этот вопрос?
Вероятно, из-за того, что молодые парни, получившие от отца знания и опыт, не догадываются, что «тосол» — просто аббревиатура («Технология органического синтеза», «ОЛ» обозначает принадлежность к спиртам). А, по сути — это тот же антифриз, произведён в СССР.
Понять их можно, ведь у водителей был только ТОСОЛ, и любую охлаждающую жидкость они продолжают так называть. В чём же истинная разница между этими смесями?
Тосол
Начнём с того, что нам роднее и ближе — тосол. Не будем сильно углубляться в историю, скажем только, что это действительно Советская разработка, которая создавалась, как аналог зарубежному антифризу. Бывает он двух цветов:
- синий — выдерживает температуры до -40 °С;
- красный — эксплуатируется при температуре до -65°С.
Разделение по цветам советские химики специально сделали для того, чтобы можно было различать вещества по температурному порогу.
Что касается состава, то он, практически, идентичный (в красном просто больше спирта):
- спиртовая основа;
- вода дистиллированная;
- различные присадки в виде неорганических ингибиторов коррозии — смесь на основе силикатов, нитратных, нитритных или фосфатных солей.
Вся фишка тосола заключается именно в присадках. Основная функция таких химических соединений — защита патрубков системы от воздействия спирта и дистиллированной воды, что становится возможным благодаря образованию инертной пленки на металлических поверхностях деталей.
Как и все советское, состав тосола есть величиной постоянной и не меняется уже добрых полвека. Его производят по тому же рецепту и ГОСТу “тех времён”.
Антифриз
В отличие от тосола, антифриз — это бОльшая группа веществ, которая сильно разнится по составу. На данный момент существует несколько видов — G11, G11+, G12, G12+, G13.
Что касается базового состава, то антифриз и тосол в этом плане родственные души. Зарубежная охлаждающая жидкость также состоит из:
- спиртовой основы;
- дистиллированной воды;
- присадок — неорганических, органических или лобридных (органическая основа дополнена минеральными ингибиторами, 9% пакета присадок на основе минеральных солей: силикатов или фосфатов).
Они как братья-близнецы, но разница колоссальная именно в присадках.
Тосол VS незамерзайка G11
Именно эти вещества можно назвать братьями-близнецами, так как они имеют идентичный состав присадок, о которых мы упоминали выше. Как и тосол, антифриз тоже бывает разных цветов. G11 окрашивается в зелёный цвет, что позволяет отличить его от других европейских охлаждающих жидкостей.
В состав этих двух охлаждающих жидкостей входят неорганические присадки. Такие вещества создают защитную пленку на поверхности патрубков, радиаторов и деталей двигателя, которая оберегает детали от воздействия коррозии. На этом достоинства Тосола и незамерзайки G11 заканчиваются. Из недостатков следует отметить:
- низкая проводимость тепла из-за наличия слоя защитной пленки;
- при разрушении, все та же пленка распадается на мелкие частички и выступает в роли абразива. Это быстро приводит к повреждению деталей охлаждающей системы и, как следствие, большим финансовым затратам на их ремонт или замену. Поэтому менять такой антифриз нужно не реже, чем раз в два года.
Что касается антифриза G11+, то такое вещество имеет бирюзовый цвет и отличается от предыдущего аналога повышенным содержанием карбоновой кислоты, которая отвечает за эффективность борьбы с коррозией. В остальном — G11+ имеет такие же недостатки.
Что лучше в этой категории — тосол или антифриз, определить сложно. Различие только в цветовой гамме. Поэтому европейскую зеленую или бирюзовую жидкость можно смело заливать вместо тосола в старые образцы авто.
Тосол или G12
Назвать эти вещества близнецами, уже не повернется язык. Различия очень существенные. Антифриз G12 окрашивается в красный цвет, что позволяет отличить его от младшего и старшего собратьев.
Основное отличие G12 от тосола — тоже присадки. У данной категории антифриза они не химические, а органические (отсутствуют вредные кислоты). Благодаря такому суперсоставу, жидкость не создает пленку на стенках системы охлаждения, из-за чего тепло отводится на 20-30% лучше. Это и есть основным преимуществом G12 перед G11. Что касается борьбы с коррозией, то органические присадки начинают точечную борьбу с ней только лишь в случае ее появления. Ввиду того, что G12 не создает постоянную защитную пленку, которой со временем свойственно распадаться, такая ОЖ имеет больший срок службы и менять ее можно 1 раз в 5 лет.
Победитель в этом батле — незамерзайка красного цвета G12. Кстати заливать ее можно и в отечественные автомобили.
Тосол или усовершенствованный G13
Антифриз G13 — это пик европейской химической промышленности, которая разрабатывает охлаждающие жидкости. Состав такого вещества существенно отличается не только от тосола, но и от предыдущих поколений:
- этиленгликоль заменен на более щадящий для внутренностей авто – пропиленгликоль или глицерин;
- вода дистиллированная;
- присадки более совершенного типа — лобридные, которые включают в свой состав минеральные реагенты и органические вещества. Первые — образуют нанопленку на всех металлических поверхностях системы охлаждения. Вторые — обеспечивают защиту поврежденных участков.
Антифриз G13 — это сочетание всех лучших свойств своих предшественников. Он обеспечивает лучший отвод тепла и в состоянии бороться с небольшими очагами коррозии. Так как помимо глицерина, в состав G13 входят и силикатные присадки, которые обеспечивают дополнительную защиту и восстановление деталей из алюминия.
Благодаря содержанию таких веществ, данный антифриз является оптимальным вариантом для долговременного использования в современных радиаторах, которые имеют в своем составе алюминий, магний или чугун.
Что касается цвета такой охлаждающей жидкости, то на данный момент производитель еще окончательно не определился.
Чтобы окончательно выявить победителя нашего батла, приведем сравнительную таблицу свойств всех охлаждающих жидкостей — их преимуществ и недостатков.
Тосол/G11, G11+ | G12 | G13 | |
Достоинства | Создает защитную антикоррозионную пленку на всей поверхности патрубков и радиатора. | Имеет в составе присадки органического происхождения. Создает постоянную защитную пленку, исключая повреждение деталей охлаждающей системы при ее разрушении. Обладает более высоким показателем отвода тепла, чем G11 и тосол. Имеет более длительный срок службы. Может использоваться в качестве охлаждающей жидкости в любых автомобилях | Сочетает в себе все лучшие свойства антифризов. Хорошо отводит тепло и борется с коррозией. Имеет в своем составе глицерин и силикаты, которые обеспечивают дополнительную защиту и восстановление алюминиевых деталей. Может использоваться в современных автомобилях любых марок и моделей. |
Недостатки | Низкий показатель отвода тепла. Защитная пленка при разрушении, выполняет роль абразива, что приводит к повреждению поверхности патрубков и радиатора. | Борется с коррозией точечно и только лишь после ее появления. |
Что хочется сказать в завершении. Победитель в нашем батле очевиден — это антифриз. К нам заезжают авто разных возрастов и стран производства, и мастера СТО используют исключительно антифриз. Что касается тосола, то мы категорически не рекомендуем заливать его в иномарки. Зарубежная автотехника не приспособлена к продукции Советского химпрома и может быстро пасть смертью храбрых в этом неравном бою.
Берегите своих «железных коней» и не забывайте регулярно проходить ТО.
Врата нашего автосервиса всегда открыты для вас!